24 марта в 15-00 состоится торжественное
открытие выставки «Волшебный мир стекла Алексея Зеля», открытие состоится по
адресу: ул.Ленина,103 (синий зал) .
С первых дней
на заводе Зеля поддался магии, раскрывающейся при плавлении кварцевого стекла,
проникся любовью к его способностям отражать и передавать свет, тонкой пластике
этого удивительного материала. В свободное между сменами время он начал
экспериментировать со стеклом, выплавляя из него одиночные фигурки животных. На
выставке «Стекло Зеля» ранние работы представлены миниатюрами «Носорог», «Такса»,
«Лама», «Ушастые ежи». Глядя на местных заводских умельцев Алексей заинтересовался созданием
подсвечников. Уже став признанным мастером Алексей время от времени возвращался
к ним, воплощая в простых формах новые фантазии. Так от простеньких
подсвечников «Ампир» (1979) началась целая серия
произведений, среди которых и искусные по технике исполнения, как девятисвечник«Латгальский» (1984) и сложные
художественно-композиционные работы, как «Рябинка» (1988), «Виноград» (1988), «Святая Русь»
(1989).
Совершенствуя
свою технику, Алексей Зеля обратился к более сложным формам – корзинам и
кораблям. Корзины с цветами – испытание на чувство композиции, корабли –
своеобразный тест на мастерство. О парусном флоте стоит сказать особо – бриги,
каравеллы, фрегаты, галеоны… наверное, и сам автор затруднился бы ответить,
сколько их было сделано в 80-90-е годы. Начиная с простых одноцветых моделей,
таких как «Галеон» (1982), до композиций,
грандиозных по масштабу идеи и воплощения – «Паруса России» (1989).
В этот период
творчества художника замечают «наверху». На заводе «Хроматрон» специально для
него строится мастерская, где он начинает работать на правительство. Правда,
пока безымянным художником. Кремль от лица страны дарит его работы различным
политическим деятелям, среди них президент Франции Франсуа Миттеран,
премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер, премьер-министр Швеции Улоф
Пальме, а один стеклянный корабль «уплыл» аж на Филлипины. В полной мере
Алексей Зеля реализует свой талант в сюжетных композициях. Они становятся
эталоном мастерства и художественной фантазии автора. И это не удивительно – в
них нашла выход любовь к творениям природы. Наконец Алексей смог воплотить все
знания, полученные в детстве и юности. Изображая цветы и растения, насекомых и
птиц художник всегда досконально точен вплоть до мельчайших деталей. К ранним
сюжетным работам можно отнести «Поганки» (1982), «Белые хризантемы» (1982), «Зимнее утро.
Горностай»(1983), «Лиса и виноград» (1985), получившие широкое
признание у экспертов и поклонников творчества Алексея Зеля и ничем не
уступающие по зрелости более поздним произведением. Одну из любимых композиций
автора – «Прикосновение» (1987) – можно отнести к
автобиографичным. На ней отображено первое знакомство мальчика Алеши с зимним
лесом и его обитателями.
Отдав лучшие
годы любимой работе, с выходом на пенсию Алексей Зеля стал больше времени
уделять себе и своей семье. С детства его влекли путешествия в дальние страны,
так что за последние годы он побывал с женой во многих уголках мира: в Эквадоре
и на Галапагосских островах, Суматре, Камбодже, о-вах Фиджи, Зимбабве,
Ботсване, ЮАР, Филлипинах и многих других.
Алексей Зеля
не стал ученым-биологом, но стал Народным художником России. Это звание он
получил в 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и
необыкновенное мастерство, которого он добился самостоятельно. Поэтому имя
Алексея Зеля можно с полным правом отнести к той замечательной плеяде гениальных
самоучек, которые прославили нашу землю.