Первое сентября – первый день календаря. Этот стишок
приходит в голову каждому, кто сидел за школьной партой или кому предстоит
проводить своего ребенка в очередной класс. Столько хлопот, столько надежд,
столько планов! Что предстоит сделать в
сфере образования в этом учебном году, что в корне изменить - об этом в
середине августа состоялся наш разговор с заместителем губернатора области
АЛЕКСАНДРОМ АВДЕЕВЫМ.
- Первого сентября за парты сядут более 99 тысяч
учеников. Свои двери откроют 32 профессиональных училища, 15 – высших учебных
заведений и 229 – дошкольных. Радует то,
что увеличилось число первоклассников - сегодня их более 11 тысяч. Несомненный
успех и в том, что даже в такие
непростые времена мы смогли открыть, капитально отремонтировать, расширить целый ряд учебных заведений. В планах –
строительство 12 новых школ. Наверняка, этот день ждут с нетерпением жители
микрорайона Правобережья – там в октябре будет завершено строительство школы на
1360 мест. В будущем году ребята нашей области забудут,
что значит учиться в две смены.
- Новоселья
справлять будут не только школы. Наш педагогический университет открывает новый
лабораторный корпус и долгожданное общежитие на улице Кутузова.
- Кстати, в этом году мы наблюдаем рост интереса к
педагогической профессии. Это значит, что исчезнет навсегда проблема отсутствия
в школе того или иного предметника. Ведь была настоящей катастрофой ситуация,
когда накануне сдачи экзаменов обнаруживалось,
что в аттестате выпускника пробел по предмету истории или иностранного языка.
Конечно, в какое-то время серьезные провалы
наблюдались в системе профтехобразования. Профессии, столь необходимые нашему
производству, школьника не интересовали. И вот мы наблюдаем, что в шестнадцатитысячной армии студентов – более
четырех тысяч первокурсников. Можно надеяться, что практика проводимых
региональных чемпионатов молодых профессионалов вернет ребятам вкус к почетной
рабочей профессии. В ноябре впервые мы будем проводить региональный чемпионат
«Молодой профессионал-16». У победителей есть шанс попасть в 2017-м году на Всероссийский чемпионат.
- Как вы думаете, есть шанс вернуть наших ребят в
производственную сферу, или у них сегодня в моде только бизнес-программы?
- Давайте вернемся в школу. Именно там детям должен
прививаться вкус к труду. Убрали «картофельные десанты» в колхозы, запретили
уборку в классе, субботники. Мы отказались от лучших практик, и сами загнали
себя в угол. Все трудовые десанты теперь только с согласия родителей.
Получается, что сегодня активно взращивается поколение лентяев. Уйдет со
школьного двора юный «недоросль», остерегающийся запачкать ручки, и точно так же свысока будет смотреть на
старательного работника, дескать, пусть вкалывает, если ему так хочется. Но
чтобы восстановить утраченные трудовые принципы, ни в коем случае нельзя
применять насилие. Уважение к труду нужно воспитать, чтобы работа, к примеру, в
школьном саду или на ремонте класса стала потребностью.
- А кто это должен в школе сделать: директор,
учитель? Если директор, то мне кажется - сегодня он по большей части превратился в менеджера. Захлебнулся в
хозяйственных и финансовых путах. Много ли теперь среди них Сухомлинских, Ушаковых, Каменских?
- Директор, прежде всего, должен быть воспитателем.
И, конечно, лидером. Вот, к примеру, есть у него ряд проблемных учеников. Оценки у них неважные,
поведение – еще хуже. А может этот закоренелый двоечник – отличный спортсмен!
Или он лучше всех в классе разбирается в компьютере, а может он здорово рисует.
Вот и нужно постараться расшифровать эту
маленькую личность. И смотреть на каждого, пусть сегодня неудобного для
рейтинга школы ученика, в масштабах
страны. Возможно, его двойки по математике не испортят его карьеру в
гуманитарной отрасли, или он станет солистом оперы, или блестящим ветеринаром.
Личность рождается в школе – это факт. Так что, говоря о фигуре директора школы, мы должны понимать,
что он не машина по выпуску одноразовой продукции. Нужно отойти хоть немного от
страшилок ЕГЭ и взглянуть на индивидуальность маленького человека и степень его
нужности стране.
- Никак нельзя те же требования применять и к
учителю. Только как ему, бедному, заниматься расшифровкой отдельных личностей,
когда его превратили в писарчука. Он ведь не столько образует ребенка, сколько
строчит конспекты уроков. Кто их читает?!
- Я думаю, что никто. Мы сильно зарегулировали школьный
процесс. Или правильнее сказать –
забюрократизировали. Нужно убрать всю эту писанину, чтобы учитель занимался
главным – процессом передачи знаний.
- Откуда все же мы переняли этот «рукописный» опыт,
позаимствовали за рубежом?
- Да нет, сами выдумали. И сейчас во многом стоит
вернуться к былым традициям школы,
когда дети близко общались с педагогами,
ходили вместе в походы, вместе придумывали праздники. Если говорить о
традициях, то мне кажется - совершенно незаслуженно принизили статус
медалистов. Они бесспорно должны иметь определенные льготы при поступлении в вузы. Ведь медаль дается не
за ЕГЭ, а за труд на протяжении всех учебных лет.
- Вы можете себе представить, что со сменой
руководства в минобразовании России что-то изменится? Вдруг наконец-то отменят
этот многими критикуемый ЕГЭ?
- Возможно, так и будет. Я не думаю, что этот
экзамен в состоянии измерить уровень знаний в полной мере. А вообще хочется,
чтобы, не бросаясь в какие-то крайности, без конца реформировать наш образовательный
процесс. Новшества должны появляться,
только нужно остерегаться того, что вместе с водой мы выплесним и ребенка. Ведь
многие годы наша российская школа считалась лучшей на планете. Она родила целую
плеяду великих людей, в том числе и славных педагогов. И сегодня, получив из
школы очередной выпуск молодых, мы
хотим, чтобы они хотели и умели приносить России пользу.
Беседовала Евгения Милёнушкина.