Вступило
в силу указание Банка России «О минимальных (стандартных) требованиях к
условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Хотя
по закону получение одних услуг нельзя ставить в зависимость от приобретения
других, в действительности это происходит достаточно часто. Например, многие
автолюбители сталкиваются с навязыванием страховых услуг при оформлении полисов
ОСАГО: страховщики в нагрузку к последним
добавляют полисы страхования имущества, жизни и здоровья и пр. А если гражданин не соглашается заключать
дополнительный договор, компания может вообще отказаться продавать требуемый
полис – под любым надуманным предлогом. Гражданин сдается и
берет полис с «нагрузкой», а доказать факт навязывания услуги непросто. Не
удивительно, что в 2015 году более четверти обращений граждан по поводу ОСАГО в
Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров
Банка России составили жалобы на навязывание услуг.
Для
решения проблемы Банк России ввел так называемый период охлаждения – срок, в
течение которого можно отказаться от ненужного вам полиса, то есть расторгнуть
договор страхования. Новые правила, изложенные в уже вступившем в силу указании
Банка России «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку
осуществления отдельных видов добровольного страхования», касаются наиболее
распространенных видов страхования. Это страхование жизни, страхование от
несчастного случая, а также каско, ответственность автовладельцев и владельцев
водного транспорта, ДМС, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование
финансовых рисков. До конца мая 2016 года страховщики обязаны были привести в
соответствие с новыми требованиями свою деятельность по вновь заключаемым
договорам добровольного страхования.
Если
вы поддались уговорам или требованию страховщика и приобрели ненужный вам полис
страхования, у вас есть пять рабочих дней на то, чтобы потребовать расторжения
договора. «Период охлаждения» отсчитывается со дня заключения договора
страхования и никак не связан с моментом уплаты страхового взноса. К слову, страховщик
может установить и более длительный период.
Если договор не вступил в силу, то при отказе от страховки в обозначенный
срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном
объеме. Если же договор уже начал действовать, то страховщик при возврате
средств вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней,
прошедших с начала его действия. Для возврата денег нужно заполнить заявление
об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со
дня получения заявления страховая компания обязана вернуть премию.
Введение «периода охлаждения» позволяет гражданам отказаться от ненужной
страховой услуги без каких-либо сложностей. Все в ваших руках.