С
30 июня 2018 года в России начала работать Единая биометрическая система, которая
является одним из ключевых элементов механизма удаленной идентификации, позволяющей
гражданам дистанционно получать финансовые услуги.
Идентификация
пользователя в Единой биометрической системе происходит по двум параметрам -
голосу и лицу, одновременное использование которых позволяет определить живого
человека, а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале. На сегодняшний
день лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового применения
биометрические параметры.
В
2017 году Правительство РФ приняло программу «Цифровая экономика Российской
Федерации», в соответствии с которой государство уделяет большое внимание
развитию новых цифровых платформ и услуг, а также систем информационной
безопасности для обеспечения их надежной работы. Создание системы является
частью реализации программы «Цифровая экономика РФ».
Для
регистрации в Единой биометрической системе гражданину необходимо всего один
раз прийти в банк. Сотрудник банка поможет ему зарегистрироваться в Единой системе
идентификации и аутентификации - ЕСИА), которая сейчас используется для доступа
к порталу Госуслуг, если ранее пользователь не был в ней зарегистрирован. Затем
сотрудник банка «снимет» биометрические данные пользователя - изображение лица и
запись голоса и загрузит их в Единую биометрическую систему. После регистрации
в Единой биометрической системе гражданин сможет дистанционно получить услуги
любого банка, работающего с системой. Клиенту достаточно ввести логин/пароль от
ЕСИА и произнести сгенерированную системой короткую контрольную фразу, глядя в
камеру смартфона или компьютера. Для прохождения удаленной идентификации
пользователю необходим лишь доступ в интернет, смартфон, планшет или компьютер
с вэб-камерой, никакого дополнительного оборудования не требуется.
Точность
биометрической идентификации в системе обеспечивается алгоритмами ведущих
российских разработчиков программного обеспечения в области биометрии, решения которых
занимают призовые места по результатам независимых международных тестов. В создании
системы участвовали крупнейшие российские банки.
Создание
системы инициировано Центральным Банком РФ и Министерством цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций РФ. Разработчиком и оператором системы является
«Ростелеком». Применение удаленной идентификации клиентов в финансовой сфере
регламентировано Федеральным законом №482-ФЗ от 31 декабря 2017 г., который
вносит изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма» и от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации».
В
дальнейшем Единая биометрическая система станет национальной платформой для
удобного и безопасного доступа граждан к государственным и коммерческим
услугам. По мере накопления данных в Единой биометрической системе, будет
появляться все больше возможностей ее применения в разных сферах. Самыми
перспективными отраслями являются: финансовый сектор, нотариат, получение
государственных и муниципальных услуг, здравоохранение, образование, ритейл,
e-commerce. Единая биометрическая система расширит возможности доступа к цифровым
услугам тем, кто проживает в труднодоступных районах и маломобильному населению,
снизит их стоимость, а также повысит качество таких услуг. Использование Единой
биометрической системы – это способ изменить отношения между государством,
организациями и гражданином.
За
прошедшие выходные первые пользователи уже зарегистрировались в Единой
биометрической системе в офисах Почта Банка, Банка Хоум Кредит, Росбанка и
Газпромбанка. На этой неделе регистрировать клиентов также начнут Совкомбанк,
Тинькофф банк, ВТБ, Альфа-Банк и Райффайзенбанк.
С
целью повышения качества и достоверности регистрации и идентификации граждан на
сайте Единой биометрической системы bio.rt.ru открыта форма обратной связи, с
помощью которой можно отправить разработчикам информацию о любых нештатных
ситуациях, связанных с работой системы. Специалисты «Ростелекома» и
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ будут
обрабатывать все обращения, и совершенствовать технологию удаленной
идентификации в соответствии с ожиданиями пользователей.